Боевые искуства
Суббота, 13.12.2025, 07:15
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

                                                                                                                                 Дзюдо 

    Дзюдо – один из популярнейших видов спорта в мире. В Японии дзюдо – вторая система физического воспитания, она входит в обязательную школьную программу.
     
    Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося в различных школах джиу-джитсу средневековой Японии. Существуют несколько версий появления джиу-джитсу. Одни историки утверждают, что приемы джиу-джитсу привезли в Японию китайские монахи, другие отстаивают «японское» происхождение этого вида единоборства.
    Общеизвестна история о японском враче по имени Акаяма. Он любил прогуливаться в саду и любоваться ветвями вишни, которая в ожидании весны спокойно спала, нахлобучив на себя снеговую шапку.
    Как-то Акаяма заметил, что толстая ветка вишни не выдержала тяжести и надломилась, гибкая же веточка гнулась, гнулась к земле, но не ломалась. Снег соскользнул с нее и она, целехонькая, выпрямилась вновь. Увидев это, Акаяма задумался, а потом воскликнул: «Дляначала поддаться, чтобы потом победить!»
    На основании этого принципа, тщательно изучив древние японские техники рукопашного боя, Акаяма и вывел основные принципы и приемы джиу-джитсу, ставшей впоследствии базой для появления дзюдо.
    Своим рождением дзюдо обязано японскому ученому и философу Дзигоро Кано, с раннего возраста увлеченного изучение японских единоборств.
    Будучи очень образованным человеком, Кано стремился не просто создать очередную «школу борьбы», а разработать стройное учение физического воспитания, что ему прекрасно удалось. Дзигоро Кано смог переосмыслить богатое наследие различных видов единоборств  том числе джиу-джитсу) и разработал новое философско-спортивное учение.
     В его основе лежит стремление воспитать в человеке специфическое умение преодолевать трудности не путем прямого противоборства, а за счет глубокого проникновения в их сущность, приспособления, превращения собственной слабости в преимущества. Кано вывел основной принцип дзюдо: «Когда человек, более сильный, чем я, нападает на меня, я непременно буду побежден, если противопоставлять его силе свою. Однако, вместо того, чтобы ответить нападением на нападение, я отступлю назад больше, чем следует, или отпряну в сторону, мой противник обязательно потеряет равновесие. Мне останется лишь увеличить свою скромную силу за счет его нападения, и, применяя напоследок несколько технических приемов, я стану победителем».
    В 1882 году Д. Кано открывает собственную школу дзюдо – «Кодокан». «Кодо» означает «преподавать правду», а«кан» — «встреча». Он исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы, удушающие, болевые, на кисть и другие суставы (кроме болевых на локтевой сустав и ноги, которые хорошо контролируются), взяв из джиу-джитсу наиболее эффективные броски и разработав специальную систему подводки и обучения им. Именно 1882 год считается годом рождения дзюдо.


    Дзюдо сегодня


    Сегодня в институте Кодокан одновременно занимается 2500 дзюдоистов. Со всего мира сюда приезжают мастера дзюдо, чтобы пройти практические занятия и семинары у японских мастеров. Делом чести каждого дзюдоиста является посещение музея Дзигоро Кано, который открыт в Кодокане.
    Кано не уставал повторять своим ученикам и последователям: «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела». «Дзюдо» в переводе с японского – «победа ловкости над грубой силой», или, более условно,«гибкий путь к победе» ( «дзю» — гибкий, «до» — путь).
     На сегодняшний день дзюдо является одним из самых зрелищных и популярных видов спорта, во всем мире им занимается свыше 6 миллионов человек. А с 1964 года дзюдо стало олимпийским видом спорта. К сожалению, превращение дзюдо исключительно в спортивную дисциплину и, особенно, его олимпийский статус сильно повлияли на само единоборство. Спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей и, зачастую, единственной.
    Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Уже в преклонном возрасте, после посещения одного из соревнований, очень разочарованный Кано собрал его участников и отругал их:«Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами; ни в одном их приемов, которые я сегодня видел, не было ни отточенности, ни изящества. Я никогда не учил никого такому дзюдо. Если все вы будете думать только о победе с помощью грубой силы, наступит конец Кодокан дзюдо»
    Что же мы имеем сегодня? Технику дзюдо? Да, несомненно. Но дух дзюдо в понимании Дзигоро Кано в подавляющей массе клубов, секций и школ сегодня отсутствует. Именно поэтому, понимая всю важность многогранного воспитания личности, мы стараемся в своей школе прививать в первую очередь, правильные, на наш взгляд, жизненные ценности и идеалы, развивать детей духовно.
    Ведь успешным дзюдоистом сможет стать далеко не каждый, но быть уверенным в себе, гибким и настойчивым в достижении любой цели, сдержанным и воспитанным человеком в наши дни – сама по себе большая ценность.


     Василий Ощепков — основоположник отечественной школы дзюдо

    До 1914 года в нашей стране дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе самозащиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе.
     Первым из русских пропагандистов дзюдо был Василий Сергеевич Ощепков (1892 – 1937). После русско-японской войны с группой подростков он был направлен царским правительством в Японию учиться японскому языку.
    29 октября 1911 года он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу Кодокан, продолжая учиться в языковой школе. Он в полном объеме познал всю суровую школу тех лет. Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистов непосильна для европейцев. Василий не только успешно закончил это учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом.
    В 1913 году он успешно сдает экзамены в Кодокане и ему присваивают первый дан. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней – ДАНов, и особенно иностранцам. Ощепков стал первым русским и одним из всего лишь четверых европейцев, заслуживших в те годы первый дан. 4 октября 1917 года ему присваивают второй дан, и в этом же году он возвращается в Россию.
    В 1917 году во Владивостоке Ощепков организовал любительский кружок изучения спортивного дзюдо, который просуществовал до 1920 года. Вскоре на собрании ячейки ОСОАВИАХИМА при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусстве самозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многих капиталистических стран. А для того, чтобы не быть голословным, тут же продемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания.
    Новосибирские газеты, поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что «приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели на присутствующих исключительное восхищение». Немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество «Динамо», объединившее чекистов, а так же школа милиции.
    В то время экзотическая японская борьба была в новинку даже для задававших тон в споре западных держав, а в самой далекой российской провинции активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший до полусотни занимающихся.
    В 1930 году по распоряжению инспектора физподготовки РККА и заместителя председателя ВКФКиС Б.А.Кальпуса уже в Москве Ощепкову поручено заняться популяризацией дзюдо. На базе спортивного отдела ЦДКА была создана секция и организованы двухмесячные курсы по подготовке инструкторов для работы с начинающими спортсменами в секциях частей Московского гарнизона и учебных заведений Москвы. Руководителем курсов стал Василий Сергеевич. Он всегда начинал работу с демонстрации приемов. На него нападало одновременно по нескольку противников, нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И это все не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсуль сохранялся. Все было по-настоящему, и отлетали в сторону выбитые из рук ножи. Винтовка или пистолет мгновенно оказывались в руках Ощепкова, не успев даже выстрелить, а противники летели на землю, описав в воздухе ногами широкую дугу, или невольно вскрикивали, попав на железную хватку болевого приема.


     


    В 1931 году по приглашению руководства и студенческого актива Ощепков прочитал в Государственном Центральном институте физической культуры доклад о дзюдо, рассказал о двух его частях: спортивной и прикладной. Выступление произвело такой фурор, что общее собрание института высказалось за включение борьбы дзюдо в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов. В 1932/33 учебном году ГЦИФК выпустил «Сборник материалов по учебным дисциплинам». В нем была кратко изложена история развития дзюдо, даны организационные и методические указания: схема тренировок, подготовительные упражнения, техника страховки и самостраховки при падениях, техника самозащиты. В этом разделе сборника также был напечатан комплекс приемов дзюдо, вошедший в ГТО-2, и правила спортивных соревнований, которые в большинстве своем действуют до настоящего времени.
    В 1933-1934 годах заработали секции дзюдо в Ленинграде, Саратове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси и других городах страны. Возглавляли эти секции ученики Ощепкова – Р.А. Школьников, И.В. Васильев, В.Г. Кузовлев, С.В. Дашкевич, А.М. Ларионов, Н.М. Галковский. 11 октября 1936 года на первом организационном заседании секции дзюдо Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта (ВКФКиС), где утверждались комплексы приемов самозащиты по системе дзюдо, разработанные Ощепковым, ему было поручено написать полное руководство по дзюдо. В конце 1937 года оно должно было выйти в свет. На ноябрь-декабрь 1937 года планировалось проведение первенства страны по борьбе дзюдо в Москве. Однако в ночь с 1 по 2 октября 1937 года Ощепков был арестован «за шпионаж в пользу Японии» как враг народа. Чтобы предать его забвению, все документы, планы, комплексы упражнений, правила соревнований и другие бумаги, связанные с его именем, были переделаны или уничтожены. Для ликвидации буржуазных японских корней борьбы ей решили дать новое название.
    Несмотря на все беды 6 июня 1938 года в Москве открылся первый Всесоюзный тренерский сбор по борьбе в стиле дзюдо. Задачей сбора являлось установление единого принципа в методике преподавания тренировки и повышения квалификации спортивного мастерства по дзюдо.
    Первый выход наших борцов на международную арену состоялся в Венгрии в ноябре 1957 года. Команды «Динамо» и «Буревестник» встречались с дзюдоистами венгерского клуба «Доже». Общий счет встречи 24:0 в пользу советских борцов. В декабре того же года в Будапеште состоялась ответная встреча. Победили вновь наши борцы со счетом 23:0.
    В 1961 году Международный олимпийский комитет утвердил программу Олимпийских игр в Токио, куда вошла и борьба дзюдо. В 1962 году Советский Союз стал членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации. Началась«новейшая история» отечественной школы дзюдо.

    Основной принцип

    Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин рю (школа ивы).

    Философские основы

    В течение жизни человек строит и укрепляет 4 основные стены своей «крепости», это:

    • здоровье
    • социальный аспект (общение с окружающими);
    • знания и работа;
    • духовность

    Подразумевается, что в случае крушения одной из стен жизнь человека может рухнуть, как карточный домик.

    Поэтому формированием этих четырех составляющих нужно начинать с самого раннего детства. Очень важно, чтобы ребёнок, к моменту его выхода во взрослую жизнь, имел надёжную опору и «крепость» с прочным фундаментом.

    Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.

    Основные особенности

    Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

    Искусство дзю-дзюцу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ рю

    Дзю-дзюцу широко практиковалось в армии, его изучали самураи

    До эрохи эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

    Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.

    Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.

    Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзю-дзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».

    Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.